Журнал MBL

Это вам не игрушки

Хочу попробовать геймификацию, но вдруг не зайдёт?

Да, такой риск есть. Особенно, если неправильно подойти к её планированию и реализации. Прежде всего, выбор геймификации тесно связан с нишей, в которой вы обитаете. Для каждого направления и формата бизнеса нужна уникальная геймификация, чтобы в этом был смысл.

Пример. Допустим, вы занимаетесь продажей образовательных курсов. В какую сторону смотреть? Например, на геймификацию в ходе использования продукта.

После регистрация на сайте пользователь попадет в личный кабинет, где он будет находиться, потребляя приобретённый образовательный контент. Казалось бы, клиент уже наш, он нас нашёл, уже приобрёл наш продукт и даже начал им пользоваться. Задача геймификации на этом этапе и в этом конкретном случае — мотивировать человека пройти курс до конца, а ещё лучше — рассказать о нём друзьям и привести их на вашу платформу. Соответственно, геймификация заворачивается не в продукт, а удобство его использования или привлекательность.

Чаще всего это реализуется через user-friendly элементы:

- дружелюбный маскот (игровой персонаж, отражающий позиционирование бренда), как у «Медиториума», который меняет свой облик в зависимости от стадии прохождения курса;

- шкала достижений с подарками от компании в конце курса;

- мотивационные статусы («Новичок», «Эксперт», «Профи»), сопровождаемые бонусами для стимулирования дальнейших продаж, и многое другое.

Все эти решения по-своему хороши, но это только одно направление внутри одной ниши: сейчас это — образовательная сфера, продукт онлайн-курс и реализация через сайт. Шаг в сторону с другим продуктом или каналом продвижения (например, в социальных сетях), и всё уже должно быть исполнено по-другому.

Какие геймификации вообще бывают?

Выбор практически неограничен: можно адаптировать классические решения, последовать трендам и воспроизвести экспериментальные механики крупных брендов или сгенерировать принципиально новый подход.

Наибольшей популярностью в продвижении сейчас пользуются:

▶️ Конкурсы и розыгрыши — понятные пользователям механики с призовым фондом для победителей.

▶️ Вовлекающие механики (тесты, опросы, голосования, разборы по вопросам и прочее) — геймификации в одно действие на повышение активности.

▶️ Полноценный гейминг или интегрированные игровые элементы (на сайтах, в stories-играх, Telegram-ботах и не только).

▶️ Адаптации классических акций с интеграцией геймификации: счастливые часы в ресторанах, лотереи в магазинах, кешбэки от банка и бонусы по программам лояльности.

При правильном подходе даже в серьёзных компаниях с достаточно сложным продуктом или строгим позиционированием можно хорошо обыграть разные игровые механики.

Пример. Допустим, что перед нами сфера недвижимости. Застройщик хочет стимулировать рост продаж определённого продукта в портфеле — 3-комнатных квартир. Ещё на этапе застройки он предусматривает возможность обустройства кладовых, а при продвижении сообщает, что кладовка идёт покупателю в подарок. Это решение не ново, но активно используется в разных сферах.

Чек-лист для реализации геймификации

1. Проанализируйте целевую аудиторию с точки зрения выбранной геймификации: а понравится ли ей это, а полезно ли ей это, а почему её это должно зацепить? Пропишите это с позиции двух категорий клиентов — новых (первичных) и постоянных (повторных).

2. Продумайте концепцию геймификации с учётом продукта: как можно донести через неё ваши ценности и способна ли геймификация создать дополнительную ценность в глазах потребителя?

3. Поставьте цель, но не забывайте, что она должна быть измеримая и достижимая. Увеличение продаж — слишком абстрактно, продажа 1000 билетов на бизнес-конференцию от одного розыгрыша — невыполнимо.

4. Продумайте стратегию. В том числе придумайте поощрение для «игрока» равноценное тем усилиям, которые ему нужно приложить, чтобы получить что-то на выходе. Например, если заложить сложную геймификацию, которая требует от клиента много действий (подпишись, выложи 10 stories, приведи друга — и тогда, возможно, мы сделаем тебе скидку), это будет неинтересно. Мы намеренно утрируем, но, тем не менее, уточняем, что итог должен быть с «вау-эффектом», чтобы оправдать ожидания потребителя или удивить его.

5. Выберите конкретную механику с учётом вашей ниши, цели и возможностей. Для продажи билетов на тематическое мероприятие нет смысла разрабатывать игру со статусами — это нецелесообразно как с концептуальной, так и с экономической точки зрения.

6. Сформируйте команду и делегируйте задачи профильным специалистам: дизайнеру — отрисовку, копирайтеру — написание креативного текста, разработчику — сайт и так далее.

7. Не спешим, а плавно вписываем геймификацию в прогревы.

8. Как только вам удастся разбудить интерес в аудитории, запускаем геймификацию и даём клиентам время на участие в игровых механиках. Только не забудьте о поощрении для участников на финише.

Эта инструкция действует для любого бизнеса. Проверено 👌